«Неоскудевающим сокровищем благодати» называют в православии мощи святых угодников Божиих. За пятьсот лет своего существования Николо-Тихонова обитель стала как бы огромным драгоценным ковчегом, в котором почивают бесценные святыни.
В Крестовоздвиженском храме, до революции, у южной стороны иконостаса на четырех столбах, изящной чеканки, стояла металлическая посеребренная рака над святыми мощами преподобного Тихона, которые покоились под спудом. Внизу на раке имелась надпись: «Сделана в царствующем граде Москве, старанием и усердием Московского Чудова монастыря иеромонаха Тихона со вкладчицею луховской купчихой Прасковьей Никифоровной Уметовой и с прочими благодетелями на место пострижения в честь преподобного отца Тихона. Делал эту раку московский купец Александр Павлов, сын Поляков 1839 года марта 17 дня».
Фото первоначальной раки со старинной гравюры
Сегодня на этом месте установлена другая рака, но, как и пять веков назад, не иссякает поток богомольцев ко гробу преподобного Тихона. Как обильный источник, непрестанно текущий, будучи покрыт землею, не делается чрез это безводным, но, напротив, и оттуда, из-под покрова земли, изливает струи приятной прохладной воды, так и преподобный отец наш Тихон получил от приснотекущего Источника живой воды – Духа Святаго – благодать подавать все полезное на спасение людям. Если телесно он и отошел от нас во внутренность земли, то духом предстоит Владыке Христу, получив от Него благодать творить у гроба своего великие и преславные чудеса.
……………………………………………………………………………………………
ПОЧИТАЕМЫЕ ИКОНЫ ОБИТЕЛИ
Среди святынь обители особое место занимает чудотворная икона, называемая «Неизрубаемая». Называется она так в связи с событиями, которые произошли при закрытии монастыря большевиками. Один из богоборцев рубил топором этот святой образ, но топор отскакивал от него, не оставляя следов. Икона осталась неповрежденной и была тайно сохранена прихожанами до открытия монастыря. К этому святому образу обращаются воины перед бранью и непосредственно в брани, прося заступления и помощи у преподобного Тихона, покровителя военных людей.
……………………………………………………………………………………
Икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей
……………………………………………………………………………………………
Икона Божией Матери "Державная"
Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года – в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, - в селе Коломенском близ Москвы.
Некой крестьянке Евдокии Адриановой,
жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый
образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство
Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе
Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть
молятся».
Настоятель храма в Коломенском, отец
Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они
вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в
храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным
причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой
пылью. Очистив икону от пыли, они, к своему удивлению, увидели изображение Божией
Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что
Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной
руке Владычица держала скипетр, в другой – державу (знаки царской власти над
миром), на главе Ее была корона, а на плечах красная мантия или порфира. При
необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела Царственный вид – все
указывало на то, что Владычица отныне принимает на Себя особое попечение о
многострадальном русском народе.
Адрианова сразу признала виденную во
сне икону, а священник тотчас же отслужил перед образом молебен с акафистом.
Слух о вновь найденной иконе быстро
распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь
Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную
помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие иконы Божией Матери в
Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней
Елисаветой Федоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения
возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в
селе Коломенском.
По некоторым сведениям, Державная
икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в
Москве. Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе
Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила
себя в положенное время.
Знаменательно, что святой образ был
обнаружен в особое время – в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы,
скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и
окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира
Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови…
Ныне эта святая икона находится в
храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля
1990 года.
Тропарь
Глас
4
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат,/
и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают,/ Богородице Дево;/ усердно
молим Тя, Владычице,/ да пребудет Божественная благодать/ на честней иконе
Твоей «Державней»,/ и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея/ на
всех с верою Тебе молящихся// и вопиющих Богу: Аллилуиа.
Тропарь
Глас
4
Града Сионска взыскующе,/ под Твой
покров, Дева Чистая, днесь притекаем,/ и никтоже возможет на ны,/ яко несть
град силен, аще не Сущаго Бога,// и несть ина крепость, аще милость Владычицы
Девы.
Кондак
Глас
8
Избранней от всех родов Заступнице
рода христианского,/ покровом Своея благости покрывающей страну нашу
православную,/ благодарственная пения приносим Ти, Владычице,/ о явлении нам
чудныя иконы Твоея Державныя./ Ты же, яко Всемилостивая Заступнице всех, с
верою к Тебе притекающих,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся,
Матерь Божия Державная,// Заступнице Усердная рода христианского.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/
Богоизбранная Отроковице,/ и чтим Державный образ святыни Твоея,/ имже подаеши
велию милость// всем, с верою к нему притекающим.
…………………………………………………………………………………………
Икона Царя-страстотерпца Николая II

Святая праведная Анна была младшей
дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левиина, из рода Ааронова.
Муж ее, святой праведный Иоаким, был
родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода
Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском.
Ежегодно они отдавали две трети своих доходов на Иерусалимский храм и бедным.
По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей.
Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким
несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им
потомства.
В один из праздников, когда
израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая,
что бездетный Иоаким не имеет благословения Божия, отказался принять их у него.
Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен
израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая
столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел
там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и
омывая горькими слезами свое бесчестие.
Супруга его, святая праведная Анна,
считала себя главной виновницей постившего их горя. Однажды, увидев среди
ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно стала
молится о разрешении неплодства и о даровании ей младенца, обещая принести в
дар Богу рожденное дитя.
Как только святая праведная Анна
произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и
открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все
племена мира. Обрадованная Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы
возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же известием явился Ангел и
святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая
праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию. До
трехлетнего возраста Пресвятая Дева жила в доме своих родителей, а затем
торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась
до совершеннолетия. Вскоре после введения во храм Девы Марии 80-летний старец
Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу
79-ти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них
Дочери было действием особого Промысла Божия.
Дни памяти: 25
июля/7 августа; 9/22 сентября; 9/22 декабря.
Тропарь
Глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси,
Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже
веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя
любовию/ прегрешений просящих очищение,/ присноблаженная.
Кондак
Глас
2
Прародителей
Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от
всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.
Когда пришло время Алексею жениться,
и он собирался уже обручиться с невестой, неожиданное обстоятельство изменило
его намерение. Не захотела девушка последовать его просьбе не посещать вольных
собраний деревенской молодежи, где беседы зачастую переходили в нецеломудренные
вольности. Он рассудил, что если, будучи невестой, она его не послушалась, то
что же будет, когда она станет его женой. Отложил Алексей свое сватовство и
пошел в Троицкую Кривоезерскую пустынь, расположенную на левом берегу Волги,
напротив древнего Юрьевца (ныне эта обитель затоплена). В течении одного года
был он там послушником.
Вернувшись домой, он не стал жить в
родительском доме, а поселился в баньке. Вскоре они с отцом выстроили на
огороде келейку. Любил Алексей уединяться и в лесу, на ключе святого блаженного
Симона.
После 1917 года новая власть
требовала от крестьян создавать в деревнях сельсоветы. По присущей
великорусиянам доверчивости, понимая власть как учреждение святое,
справедливое, поставили крестьяне в председатели уважаемого ими человека –
Алексея Ивановича. Став председателем,
он не изменил своим привычкам: по-прежнему много молился, посещал церковные
службы. Через год приехал человек, назначенный из города. Алексей Иванович
оставил службу и совершенно уединился в своей келье, отдавшись подвигу поста и
молитвы. Так прошло девять лет.
В 1928 году Алексей принял на себя
подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придется, одевался в лохмотья, никто
не знал, где он ночует. Подаренную одежду он тут же раздавал. Своим странным
поведением он предсказывал односельчанам события в их жизни: аресты, болезни,
смерть близких. Так, раздетым прошел он по селу Парфенову к местным торговцам-сапожникам
и, действительно, вскоре их семьи выслали, а имущество отобрали до исподнего
белья. Задолго до массового закрытия и разрушения храмов блаженный говорил, что
наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет
лютую кару – войну, часть храмов снова будет открыта, но не надолго.
Действительно, в 60-е годы наступило новое гонение и храмы вновь были закрыты.
Несколько раз власти помещали
блаженного в психиатрическую больницу, но врачи признавали его здоровым. В 1937
году, заранее зная о своем аресте, блаженный пришел к родным в свой дом в
Каурчихе, принес все свои вещи, роздал их, попросил родных похоронить его. Наутро
отправился в деревню Парфеново Костромской области, где его арестовали и
заключили в тюрьму города Кинешмы. Поместили его в камеру к уголовникам.
Блаженный постоянно молился, почти не спал, раздавал свой скудный паек. Хотя
обвинить его было не в чем, следователи прибегали к пыткам – ставили босыми
ногами на раскаленную плиту. Измученный блаженный попал в тюремную больницу и
там скончался. Его тело на тринадцатый день было выдано родственникам.
Впоследствии, при переносе кладбища, упраздненного властями города Кинешмы 12
(25 н. ст.) сентября 1985 года были обретены честные останки блаженного Алексия
и перенесены в храм села Жарки. Ныне мощи его почивают в Свято-Введенском
женском монастыре города Иванова.
Канонизирован в 1993 году как
местночтимый святой Ивановской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и
исповедников Российских на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в
августе 2000 года для общецерковного почитания.
Дни памяти: 25
сентября (12 сентября по ст. ст.), в Соборе святых Ивановской митрополии и в
Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Тропарь.
Глас
1
Рачением
божественным уязвився от юности,/ юродством вольным мудрость века сего посрамил
еси,/ премудрости Божией в тайных поучаяся,/ предзрел еси, яко настоящая,
грядущая,/ не словом, но житием образ быв добродетели,/ страдальчески течение
скончал еси,/ темже Христос сугуба венца сподоби тя, блаженне Алексие,// Егоже
моли спастися душам нашим.
Кондак.
Глас
4
На
раскаленные плинфы быв поставлен еси,/ паче всех Христа Бога возлюбил еси/ и
сердце мучителево любовию своею уязвил еси,/ о грядущем в его доме несчастье
уведев еси,/ святый блаженный Алексие,/ и от наших домов молитвою своею напасти
отгони// и коварство духов злобы разори.
По неизреченной милости Божией,
усердием благодетелей, в нашем монастыре почивают частицы мощей более 180
святых.
МАЛЫЙ КОВЧЕГ (с
18-ю мощевиками)
В малом ковчеге почивают частицы
мощей вмч. Варвары, прп. Софии Суздальской, оптинских старцев прп. Нектария,
прп. Иосифа, прп. Исаакия, прп. Антония, прп. Амвросия, прп. Анатолия
(Потапова), прп. Макария, прп. Льва, прп. Моисея, прп. Илариона; свт. Митрофана
Воронежского, прп. Лукиана Александровского, прп. Корнилия Александровского,
прп. Иова Почаевского, свт. Феодосия Черниговского, прп. Леонтия Михайловского.
БОЛЬШОЙ КОВЧЕГ (с 84-мя
мощевиками)
В ковчеге почивают частицы Гроба Господня, равноап. Марии Магдалины, блгв. кн. Андрея Смоленского, блгв. кн. Давида Ярославского, блгв. кн. Константина Ярославского, блгв. кн. Романа Углецкого, свт. Николая Сербского, свт. Афанасия Ковровского, свт. Агафангела Ярославского, сщмч. Александра Харьковского, сщмч. Иоанна Рижского, сщмч. Платона Бонялучского, сщмч. Сергия Раквереского, сщмч. Константина Богородского, сщмч. Николая Искровского, свт. Игнатия Ставропольского, свт. Питирима Тамбовского, свт. Луки Крымского, свт. Игнатия Мариупольского, свт. Феодосия Черниговского, свт. Гурия Крымского, свт. Мелетия Рязанского, свт. Никиты Новгородского, свт. Филарета Киевского, мч. Кирилла Васильевского (1922), мч. Прохора Васильевского (1922), сщмч. Сергия Васильевского (1922), новомч. Иоанна протоиер. Московского, прп. Аввакума испов. Черкасского, мч. Василия Херсонесского, мч. 10000 грузинских, прпмч. Зверинецких Киевского, прпмч. Хозевитского, прпмч. Дивногорского, прпмч. Исааи чудотворца (К.П.Л.), прп. Василия (К.П.Л. Ближние пещеры), св. прп. Саввы (К.П.Л. Ближние пещеры), прп. Сергия Послушливого (К.П.Л. Ближние пещеры), прп. Софрония Ибердского, прп. Феодора Санаксарского, прп. Макария Калязенского, прп. Иоанна, затворника Святогорского, прп. Саввы Вышерского, прп. Гавриила Афонского, прп. Евстратия (К.П.Л. Ближние пещеры), прп. Еразма (К.П.Л. Ближние пещеры), прп. Саввы Стромынского, прп. Шио Мгвинского, прп. Алексия Карпато-Русского, прп. Иова Карпато-Русского, прп. Иоакима Углецкого, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Максима Грека, прп. Климента Зверинецкого Киевского, прп. Пафнутия Балахненского, прп. Иова Почаевского, прп. Феофита Киевского, прп. Гавриила (Зырянова), прп. Лаврентия Черниговского, прп. Алексия человека Божия, прп. Варсонофия Херсонского, прп. Иннокентия Глинского, прп. Архипа Глинского, прп. Макария Глинского, прп. Иоанникия Глинского, прп. Феодота Глинского, прп. Филарета Глинского, прп. Серафима (Амелина) Глинского, прп. Илиодора Глинского, прп. Иоанна Сезеновского затворника, прп. Дарьи Сезеновской, прп. Серафимы Сезеновской, прмч. Евдокии, прп. Ефросинии Полоцкой, прп. Димитры Киевской, прп. Олимпиады Арзамаской, прп. Евстохии Патмоской, прав. Ионны Одесского, прп. Феодосия Балтийского, прав. Иоанна Воина, прав. Александра Южинского Франц., прав. Александра Чагринского.
БОЛЬШОЙ КОВЧЕГ (с 80-ю мощевиками)
В ковчеге почивают частицы мощей святых
Ближних (прп. Антония) и Дальних (прп. Феодосия) пещер Киево-Печерской лавры: прп. Прохора чудотворца, прп. Исайи
постника, прмч. Василия, прмч. Феодора, прп. Поликарпа архим. Печерского, прп.
Варлаама игумена Печерского, прп. Дамиана пресвит., целебника, прп. Никодима
просворника, прп. Лаврентия еп. Турсеского, затворника, прп. Афанасия затворника,
прп. Еразма, прп. Луки эконома Печерского, прп. Агапита врача безмездного, прп.
Феофила Слезоточивого, прп. Иоанна брата, прп. Нектария схимника, сщмч. Кукши,
прп. Саввы Богоугодника, прп. Сергия Послушливого, прп. Пимена
Многоболезненного, прп. Нестора Летописца, прмч. Евстратия, прмч. Моисея
Угрина, прп. Иоанна Многострадального, прп. Николы Святоши кн. Черниговского,
прмч. Григория Чудотворца, прп. Исайи Чудотворца, прп. Авраамия трудолюбивого,
прп. Нифонта еп. Новгородского, прп. Сильвестра чудотворца, прп. Пимена
постника, прп. Онуфрия Молчаливого, прп. Алипия иконописца, прп. Спиридона
просфорника, прп. Онисифора исповедника, прп. Симеона еп. Суздальского, прп.
Никона игумена Печерского, прп. Феофана постника, прп. Макария, прмч. Анастасия
диакона, прмч. Иоанна младенца, прп. Илии Муромца, прп. Никона Сухого, прп.
Ефрема еп. Переяславского, прп. Тита иеромонаха; прп. Моисея чудотворца, прп.
Лаврентия затворника, прп. Илариона схимника, прп. Мартирия диакона, прп.
Феодора, кн. Острожского, прп. Феофила архиеп. Новгородского, прп. Зинона
постника, прп. Григория чудотворца, прп. Ипатия целебника, сщмч. Лукиана, прп.
Иосифа Многоболезненного, прп. Павла Послушливого, прп. Сисоя схимника, прп.
Нестора Некнижнаго, прп. Феодора Молчаливого, прп. Вениамина затворника, прп.
Арсения Трудолюбивого, прп. Евфимия схимника, прп. Тита воина, прп. Ахила
диакона, прп. Паисия, прп. Меркурия постника, прп. Макария диакона, прп. Пимена
постника, прп. Леонтия канонарха, прп. Геронтия канонарха, прп. Захария постника,
прп. Силуана схимника, прп. Агафона чудотворца, прп. Игнатия архим. Печерского,
прп. Лонгина вратаря Печерского, прп. Павла митр. Тобольского, сщмч. Владимира
митр. Киевского, прп. Филарета митр. Киевского, прп. Саввы Крыпецкого, Псковского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий