17-18 ноября 2018 года и.о.наместника Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря иеромонах Силуан (Киселев) принял участие в международной конференции «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества» в г. Москва.
В первой части заседания участникам был показан фильм о посещении в ноябре 2018 года делегацией монашествующих Русской Православной Церкви монастырей и святых мест Египта, связанных с историей возникновения и расцвета христианского монашества. Поездка была предпринята по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По приглашению Патриарха Коптского Тавадроса II делегация посетила 3 женских обители и 6 мужских монастырей.
По окончании просмотра собравшиеся заслушали доклады секции «Богослужебно-молитвенная жизнь и духовное возрастание монаха по наследию древних египетских отцов», начавшей свою работу под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества.
В президиуме конференции присутствовали: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Туапсинский Дионисий, викарий Екатеринодарской епархии; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.
Доклад епископа Домодедовского Иоанна, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, «Одно сердце и одна душа». Принципы общежительного монашества в египетских киновиях и их применение в современных монастырях» прочел насельник Новоспасской обители игумен Иаков (Тупиков).
В начале доклада владыка Иоанн напомнил, что основоположник киновиального направления преподобный Пахомий Великий, взяв за идеал первохристианскую общину с ее внутренним единством и взаимной любовью, сделал монашескую жизнь более доступной для многих христиан.
Далее автор подробно остановился на основных принципах общежительных египетских монастырей. В первую очередь, он выделил главную заповедь киновиального жительства – послушание священноначалию. Опираясь на свидетельства блаженного Иеронима Стридонского, преподобного Варсонофия Великого и других отцов Церкви, на примеры из «Правил» преподобного Пахомия, епископ Иоанн особо подчеркнул, что игумен вправе ожидать от братии безоговорочного послушания, но одновременно сам он несет бремя ответственности за духовное и житейское благополучие братства, предоставляя насельникам уникальную возможность заниматься делом духовного возрастания и ограждая их от соблазнов и искушений.
Говоря о важности совместной братской молитвы, владыка выделил такие моменты, как обязательность проповеди игумена и обсуждения его поучений братиями. Епископ Иоанн напомнил и о древней монастырской практике изучения Священного Писания с заучиванием текстов наизусть и далее привел разнообразные примеры того, как в общежительных монастырях относились к личному аскетическому деланию каждого монаха: помимо регулярного чтения Священного Писания, насельникам благословлялось индивидуальное молитвенное правило, немалое внимание уделялось безмолвию.
Общежительное монашество дает уникальную возможность на практике исполнить Христову заповедь любви. Многие святые отцы призывали непременно приобрести опыт жизни в общежитии, прежде чем подвизаться в уединении, для того, чтобы научиться побеждать в себе гордость.
Завершая обзор принципов жизни в египетских киновиях, епископ Иоанн обратил внимание и на то, что в них всегда уделялось особое внимание образованию иноков, а также не возбранялось развивать данные от Бога таланты.
Все упомянутые принципы могут найти место в жизни современных монастырей. Ныне общежитие − наиболее распространенная форма существования мужских и женских обителей. Несомненно, положительным является, если игумен руководит братством как отец (по возможности, и духовник) монашеской семьи, участвует в общемонастырских послушаниях, трапезах и т.п. Скрепляют общину также соборная молитва, регулярные братские богослужения и причащение всех насельников, что согласуется с заветами древних учителей монашества. Владыка Иоанн посоветовал возрождать в сегодняшних монастырях уважительное отношение к образованию и всячески поддерживать насельников, имеющих стремление к богословию.
Следующим аудитории был представлен доклад иеромонаха Никандра (Пилишина), благочинного монастырей Вологодской епархии, «Изучение Священного Писания и святоотеческих творений в духовной жизни монаха – опыт современных египетских монастырей». Доклад прочел игумен Игнатий (Молчанов).
Автор подробно раскрыл тему, которая до этого уже неоднократно затрагивалась участниками конференции: роль Писания как одного из основополагающих элементов в жизни монаха, творческое применение Богодухновенных книг и святоотеческого наследия в аскетической практике. Призыв Евангелия к личному совершенству через отречение от привязанности к миру вдохновил некогда основоположника пустынножительства преподобного Антония Великого. И сегодня в коптских монастырях соблюдается традиция знания в совершенстве, наизусть текстов Евангелия и Псалтири. Священное Писание не только читают за богослужением и в келии, слышат в поучениях духовников − оно буквально растворено во всей жизни монашествующих.
Помимо этого, одним из послушаний египетских монастырей является сегодня перевод, редактирование и издание на современный арабский язык ключевых святоотеческих текстов.
Отец Никандр рассказал в своем докладе о подвижнике отце Матте Аль-Мискин (1919−2006), основавшем со своими учениками пустынножительство по традиции древних отцов, а затем восстановившем монастырь преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне. Последователи о. Матты в Коптской Церкви многочисленны. Как правило, это молодые люди с университетским образованием, продолжающие изучать в обители памятники аскетической литературы и труды современных богословов, а также духовное наследие других конфессий и особенно православия.
В Коптской Церкви сегодня поддерживается общежительная традиция, но не строго общинной жизни, а с элементами отшельничества – с меньшим числом общих трапез и братских молитв. В наше время это позволяет идти иноческим путем людям разного темперамента и разных способностей. Удивительным сегодня является тот факт, что монахам удается успешно совмещать духовные труды по изучению Писания и богословских текстов с активным социальным служением, заметил отец Никандр.
Перед началом дискуссии на тему «Молитвенное делание и аскеза «по стопам египетских отцов» − возможно ли это в условиях современности» митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий предложил игумении Викторине (Перминовой), члену Коллегии СОММ, настоятельнице Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы, рассказать об обителях Египта, которые матушка посетила в составе делегации Русской Православной Церкви.
Как и заместитель председателя СОММ игумения Иулиания, выступавшая перед участниками конференции в первый день работы, матушка Викторина особо отметила в своем сообщении жертвенный дух, присущий христианам Египта, который проявляется в готовности быть убитыми за Христа в условиях реальной опасности. Вместе с такой ревностью по вере христиан этих мест отличают смирение, детская простота и удивительная радость о Господе. О монашествующих Египта можно сказать еще и то, что они имеют решимость подвизаться не на словах, а на деле. В египетских монастырях и сегодня есть те, кто соблюдает правила строгого общежития, есть уединенная скитская жизнь, существуют отшельники. «Во время встреч с монашествующими, – поделилась матушка, – мы задавали друг другу вопросы. Было интересно узнать о том, как сегодня подвизаются в местах, освященных жизнью великих отцов древности». Из ответов было очевидно, что египетские монашествующие в своем келейном правиле трудятся более над качеством молитвы; что духовный наставник, которым является игумен, определяет каждому брату свое правило, состоящее, преимущественно, из псалмов. Молитвенный настрой также укрепляет ежедневное присутствие на богослужениях. В монастыре преподобного Антония Великого, например, каждый будний день служится по 28 Литургий в малых церквях обители, а по воскресным и праздничным дням совершается одна Литургия в большом соборе для всего братства. На послушаниях братии дается благословение творить Иисусову молитву, чтобы ограждать ум от всего ненужного во время работы. Новоначальным первое время не благословляется читать те аскетические творения, которые превосходят их меру. Они читают жития святых и, преимущественно, святых своего монастыря, к которым молитвенно обращаются, а также наставления святых отцов, непосредственно касающиеся их духовного делания. Особое внимание уделяется чтению Священного Писания. Некоторые святоотеческие книги для уже преуспевших монахов у нас общие – это «Лествица», творения преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина и другие. У братии египетских обителей одинаковая одежда, они строго соблюдают обет нестяжания, в их очень маленьких по размеру келиях ничего нет, кроме самого необходимого. Общая молитва, общая трапеза, совместное несение послушаний – всё это поддерживает и укрепляет молитвенный дух. «Опыт, совпадающий с традициями отцов нашей Церкви, можем использовать и мы, – подытожила настоятельница Богородице-Рождественского монастыря. – Ведь духовное делание, начатое преподобными Антонием Великим, Павлом Фивейским, Макарием, Пахомием, Паисием и другими великими отцами, оказалось востребованным в последующие времена и распространилось по всему миру. Оно претерпевало некоторые внешние изменения в связи с местом подвига, конкретными условиями, особенностями того или иного народа, но дух оставался неизменным – это дух Христов».
Затем митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий пригласил для участия в дискуссии за стол президиума игумена Варфоломея (Петрова), наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, игумена Петра (Мажетова), настоятеля Свято-Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской митрополии; игумена Исаакия (Иванова), настоятеля Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии; игумению Сергию (Конкову), настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря; игумению Евдокию (Левшук), настоятельницу Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря в Полоцке (Белорусский экзархат), игумению Антонию (Минину), настоятельницу Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатове.
Принимать участие в дискуссии имели возможность все собравшиеся. Заинтересованное обсуждение показало, что в монастырской жизни остается еще много вопросов, которые могли бы стать темами будущих научно-практических конференций.
По окончании дискуссии был принят итоговый документ, в котором собравшиеся констатировали, что традиции отцов-основоположников монашества, воплощаемые в современных египетских монастырях, явились в свое время источниками традиций русского монашества и могут во многом послужить для вдохновения и поучения современных иноков.
В завершение работы игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение на проведение конференции, посвященной наследию древних египетских отцов, а также председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту и сотрудникам СОММ за гостеприимство и хорошую организацию работы конференции.
Особое значение имело участие в форуме представителя Киевской духовной академии, в чьем докладе было отмечено преемство лучших традиций древних отцов колыбелью русского монашества − Киево-Печерской лаврой, благоговейное сохранение этих традиций сегодня, во время испытаний, выпавших Украинской Православной Церкви. Все участники единодушно просили передать братское приветствие и поклон Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу и выразили молитвенную поддержку братии.
В работе форума приняли участие 295 монашествующих из 102 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Латвийской Православной Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей, митрополичьего округа в республике Казахстан и Среднеазиатского митрополичьего округа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий